Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия – важнейшая закономерность развития современного сообщества. Глобализация с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ученик осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам (См.: Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. –Париж, 1997. – С. 52).
Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:
- отражение в учебном материале гуманистических идей;
- характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
- раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
- приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях
В процессе поликультурного образов осуществляется приобщение ребенка родной культуре, а от нее – к российской и мировой. Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить
: - Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.
Реализация данных стратегических приоритетов предполагает следующие направления поликультурного образования:
- знакомство учащихся с культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
- развитие умений и воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения
Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, которая позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и в специальных курсах по истории культуре отдельных народов. Однако в нашей школе помимо этого значительную роль в этой работе отведено образовательному туризму. Данная программа признала, что образование во всех его формах является основным каналом распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества. В связи с этим признано необходимым стимулировать развитие системы воспитания в духе культуры мира в образовательных учреждениях, поощрять стремление учащихся к овладению возможно большим числом языков народов России и других стран мира, развивать образовательный туризм как эффективного средства усвоения культуры народов мира, достижений мировой культуры и современных цивилизаций.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ
В рамках программы образовательного туризма 5-6 декабря состоялась встреча учащихся, родителей, педагогов нашей школы с ребятами 3-А класса школы № 30 г.Костромы, их родителями и учителями. Это положило начало установлению контактов между участниками образовательного процесса двух школ. Фото-отчет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ТУРИСТИЧЕСКИЙ 3
И снова 13-15 мая 2016 года ребята из 3-А класса школы №30 г. Костромы, их родители и учителя у нас в гостях. Было здорово! Фото-отчет.